Выступление на семинаре по здоровьесберегающим технологиям.

Физминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Физминутки в начальной школе проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления. Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут выполняться сидя и стоя, вслед за показом или вместе с учителем. Выполняют упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки.

Часто упражнения для физических минуток органически вписываются  в канву урока.
1.    Например, на уроке русского языка при работе над словарными словами детям предлагается следующее задание
- После физминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.

Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
(Дети делают движения, словно капают лопатой.)

Он принес чемодан
Полный разных семян.
(Дети шагают.

Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена.
(Дети приседают и встают).

Садовод любовался на всходы.
Утором их поливал,
(Выполняют движения словно поливают).

На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
(Дети садятся.)

Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
Никогда и негде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли, РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

2. На уроке математики можно предложить следующее задание:
Мы семь раз в ладоши хлопнем.
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
(7 хлопков)
Восемь раз ногами топнем.
(по 4 раза топнуть каждой ногой)
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны.
( 10 приседаний)

3.Гимнастика для глаз.

Задачи: 1. Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений.
2. Предупредить зрительное утомление у школьников.
Условия проведения:
Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Презентация:  «Коробка с карандашами», «Птички».
Следующее упражнение называется
Пальминг.
Центр  ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое- то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит пальминг можно заканчивать.

Особенно нравится ребятам возможность позаниматься мимической гимнастикой или просто покорчить рожицы.
«Покорчим рожи».
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Затем изобразить зайчика, бульдога, волка, обиженную мартышку, веселую мартышку.
4. Гимнастика для пальцев рук.
Задачи:
- Стимуляция развития речи у детей младшего школьного возраста;
- Подготовка руки к письму;
- Тренировка внимания;
- Координация движений;
- Адаптация маленьких левшей в мире праворуких.

Условия проведения:
Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности:
Кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Презентация пальчиковой гимнастики.

5.    Самомассаж.
В ходе урока проводятся упражнения в виде самомассажа для расслабления мышц, улучшения кровообращения, для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости, самомассаж пальцев кистей рук, которые проводятся в игровой форме и сопровождаются ритмичной речью.
Самомассаж пальцев рук.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём
И к другому перейдём.
(дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение, несколько раз меняя руки.)
Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.
(дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки)
Чтобы крепкой быть ладошке,
Помассируем немножко:
Десять раз понажимаем
И ладошки поменяем.
(дети кладут  тыльную сторону левой ладони на выпрямленные указательный, средний, безымянный и мизинец правой ,а большим пальцем правой руки нажимают в центр левой ладони. Повторяют упражнение несколько раз ,меняя руки.
Надо нам скорее братцы,
Дружно карате заняться.
Тренируем мы ладони,
Нас теперь никто не тронет.

© poclad-n

Конструктор сайтов - uCoz