Тема: Личностно-ориентированное обучение и воспитание в начальной школе.

Проблема: Как организовать  учебно-воспитательный процесс по технологии личностно-ориентированного обучения, учитывая психофизиологические особенности младших школьников.

Основная концептуальная идея: Признание ученика главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса и есть личностно-ориентированное обучение.

Приведу два определения учебной деятельности:

1) учебная деятельность- обогащение детей определённой системой знаний, которые уже добыты человечеством и составляют содержание отдельных наук;

2) учебная деятельность- приобретение ребёнком новых способностей, т.е. новых способов действий, деятельность по самоизменению;

Основной стратегией современного образования является совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе – учебной ( и именно в таком понятии учебной деятельности, которая указана во 2-ом определении), чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут; какими способами он может осуществлять самоконтроль и попытаться выделить трудности, чтобы задать учителю вопрос и убедиться правильно ли он выбрал способ их преодоления.   

Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения - использование диалогов в организации урока, т.е. модели взаимодействия при усвоении учебного материала: например,  «учитель-ученик» (при изучении нового материала), «ученик-ученик» (парная работа при закреплении), «ученик - микрогруппа учеников» (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемного характера), «ученик -большая группа» (обсуждение итогов выполненного задания), «ученик -   учебный материал» (индивидуальная работа учащихся с учебником).

Парная работа особенно важна на уроках в первом классе . Это наиболее комфортная форма организации учебного процесса. Дети общаются, взаимодействуют ,решают задачи, направленные на получение общего итога. Парная работа является начальной стадией формирования межличностных отношений детей.

Следующая задача учителя – присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника: нет плохих детей, они просто другие, не похожие друг на друга по способам мышления, приёмам работы с информацией.

Итак,  перед учителем возникает вопрос: как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы учитывались все вышеперечисленные указания, и выполнять поставленные перед начальной школой цели?

Ответ заключается  в выборе личностно-ориентированного обучения, где учитывается  соотношение принципа посильности обучения для каждого ученика.      Чтобы стимулировать  интерес к учению ,надо создать в учебном процессе ситуацию успеха.            

 Признание ученика главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса является главным.      

Роль учителя заключается – в организации поисковой деятельности. Он – участник совместного поиска. Основной формой  организации поисковой деятельности учащихся являются диалог .

Личностно-ориентированный урок отличается от традиционного не только и не столько какими-то «уникальными» приёмами и формами деятельности, сколько приоритетами в планировании и организации образовательного процесса. Таким образом, ключевыми моментами личностно-ориентированного урока являются:

- признание ученика носителем субъективного опыта, выявление этого опыта и использование его в учебной работе;

- участие учащихся  в организации и анализе урока, учёт их мнений при планировании последующих уроков;

- на уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьников;

- учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся;

- преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на зону ближайшего развития школьников;

- основной формой взаимодействия участников образовательного процесса является парная и групповая работа (диалог);

-  учитель и учащиеся оценивают  (самооценка и взаимооценка) не только результат деятельности, но и  её  процесс ,преобладает направленность на успех;

- домашнее задание носит творческий характер, предполагает возможность выбора учеником самого задания и способа его выполнения, что может служить оснащением следующего урока.

Урок изучения новой темы.

1. Связь данного урока с предыдущим. ( «На какой вопрос я не смог ответить»)

На этом этапе ученики вспоминают ту проблемную ситуацию, которая была поставлена предыдущим уроком, происходит выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, т.е. выдвигается проблема.

2. Определение темы урока. («Тема урока»)

Выдвинутая проблема определяет тему урока.

3. Постановка  цели и мотивации. («Какую задачу ставлю перед собой»)

Выдвинутая проблема ставит цель урока и мотивирует: что получит ребёнок в результате обучения, каким образом эти знания и умения повлияют на его развитие, как и где они ему понадобятся.

4. Повторение знаний и умений по  опорным словам. («Что я знаю по теме урока?»), («Что я умею делать по теме урока?»)

В теме урока ученики определяют главные опорные слова, по этим опорным словам вспоминают, что они уже знают по теме и что уже умеют делать. Приобретение новых знаний, выполнение новых заданий при этом строится так, что возвращение к пройденному материалу становится совершенно необходимым. На данном этапе учащийся анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по учебной проблеме, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в «добывание» недостающей информации.

5. Изучение новой темы. («Решаю  задачу»)

Сначала каждый ученик должен для себя выяснить, сможет ли он сам решить задачу или ему нужна помощь учителя, учебника или соседа по парте. Далее организовывается поисковая деятельность (индивидуальная, совместная с учителем, совместная групповая), выдвигаются гипотезы, анализируются способы решения учебной задачи, сравниваются полученные выводы с текстом учебника или с рассказом учителя.

6. Составление по теме краткого вывода. («Тема урока на схеме»)

На уроке изучения новой темы необходимо дать (или составить коллективно) ребёнку инструмент для удержания и анализа теоретического материала до его практического применения. Этим инструментом являются схемы, модели, алгоритмы, чертежи, рисунки и другие знаково-символические средства, - это то, во что отливается поиск решения учебной задачи.

7. Практика использования знаний. («Проверяю себя»), («Помогаю соседу»)

На уроке изучения новой темы сначала коллективно выполняется несколько заданий из учебника. Но обязательно даётся задание на самопроверку, в ходе выполнения которого каждый ученик выясняет для себя, как он овладел новыми знаниями или умениями.

8. Создание проблемной ситуации на следующий урок. «Какую задачу ставлю на новый урок?»

В ходе обсуждения  итогов самостоятельно выполненной работы вырисовывается картина: в какой степени освоил каждый ученик новые знания, овладел новыми приёмами выполнения заданий. На основе данной картины ставится проблема на следующий урок.

9. Подведение итогов по новой теме. («Делаю выводы по теме урока»)

На данном этапе идёт работа по оценке, обоснованию найденного способа решения учебной задачи; обобщению знаний, полученных на уроке: как соотносятся полученные знания с ранее изученными, как их связать со следующими темами, найти им применение.

 10. Самооценка собственной деятельности. («Оцениваю свою работу на уроке»)

 

Данный алгоритм проведения урока я вывешиваю над доской. Он выглядит так:

на какой        тема         какую       что       что        решаю         тема        проверяю       помогаю 

вопрос          урока        задачу         я         я            задачу         урока       себя                соседу

    я                                  ставлю     знаю    умею                            на

не смог                           перед                                                        схеме

ответить?                       собой?      

 

делаю           какую        оцениваю

выводы       задачу         свою

по                 ставлю        работу

теме              на                на  уроке

                      новый

                      урок

  

Каковы же преимущества личностно-значимых методических приёмов?

Ученики на уроках получают новую роль-роль исследователей.

Процесс обучения становится поисково-творческим.

Важнейшим методом обучения становится не образец ,а предоставление учащимся возможности путём размышления самим выбирать образец правильного алгоритма учебных действий.

Работа на уроке идёт с опорой на два важнейших принципа обучения:

-на доступность

-на наглядность, как дидактическую поддержку процесса познания

 

Личностно-ориентированное обучение развивает у учащихся интерес, стремление к учению. Но оно ещё требует и позволяет создать условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. Полноценное обучение возможно при дифференцированном образовании учащихся, которое обязательно должно начинаться в начальном звене школы. Ведь именно здесь формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент духовных, нравственных эмоционально-волевых качеств. Важно увидеть, заметить здесь каждого ребёнка с его особенностями, творческими наклонностями.

 

 

© poclad-n

Конструктор сайтов - uCoz